Информация
  • Просмотров: 42599
  • 20-07-2019, 23:37

Очень красивая задача, мат в 1 ход

Задачи онлайн

Очень красивая задача, мат в 1 ход


   Это задачу придумал наш уже постоянный посетитель сайта Ser1405. Белые начинают и ставят мат в 1 ход. Задача, действительно, очень красивая по своей задумке. Мы как-то публиковали похожую задачу на нашем Дзен канале (кстати, его мы перестали вести, так что все основные новости выходит тут, на сайте).

   Чтобы решить задачу, вам потребуется вспомнить все шахматные правила, абсолютно ВСЕ. Кому-то придется освежить их у себя в памяти, а кому-то, возможно, даже изучить их. Если что, вот ссылка на правила по шахматам.



  1. <
    Ильф

    21 июля 2019 06:42

    • Регистрация: 17.01.2019
    • Комментариев: 459
  2. <
    Korumzx

    21 июля 2019 06:47

    • Регистрация: 21.07.2019
    • Комментариев: 1
    Пешка берет пешку, за битое поле, так я понимаю
  3. <
    Ser1405

    21 июля 2019 07:40

    • Регистрация: 5.09.2018
    • Комментариев: 381

     Тот факт, что Ильф решил сказать свое веское слово, свидетельствует о том, что не все одноходовки для офисного плангтона.

  4. <
    neves

    21 июля 2019 08:04

    • Регистрация: 4.12.2018
    • Комментариев: 742

    Ser1405! Должен признать у Вас композиторский талант. am 

    Но с правилами, как и ранее бывало даже у администрации, проблемы. recourseЦитирую Правила спортивной дисциплины "шахматная композиция" от 26 декабря 2012 г. (из статьи 7):

    "Рокировка считается возможной, если нужный король и ладья стоят на полях e1 и a1/h1, e8 и a8/h8, соответственно. Взятие на проходе считается в начальной позиции невозможным". tongue 

     

    Есть и другие источники с несколько иной формулировкой, но и по ним взятие на проходе в данной задаче считается крамольным.

    Во всяком случае, прошу автора и Слоника сообщить источник, которым они пользовались, либо признаться, что они не заглядывали ни в какие правила шахматной композиции. love 

     

    P.S. Естественно, задачу я не решил, так как ее и невозможно решить. fellow 

  5. <
    Ser1405

    21 июля 2019 08:59

    • Регистрация: 5.09.2018
    • Комментариев: 381

    Цитата: neves
    Ser1405! Должен признать у Вас композиторский талант. am 
    Но с правилами, как и ранее бывало даже у администрации, проблемы. recourseЦитирую Правила спортивной дисциплины "шахматная композиция" от 26 декабря 2012 г. (из статьи 7):
    "Рокировка считается возможной, если нужный король и ладья стоят на полях e1 и a1/h1, e8 и a8/h8, соответственно. Взятие на проходе считается в начальной позиции невозможным". tongue 
     
    Есть и другие источники с несколько иной формулировкой, но и по ним взятие на проходе в данной задаче считается крамольным.
    Во всяком случае, прошу автора и Слоника сообщить источник, которым они пользовались, либо признаться, что они не заглядывали ни в какие правила шахматной композиции. love 
     
    P.S. Естественно, задачу я не решил, так как ее и невозможно решить. fellow 
    Видимо, правило о невозможности взятия на проходе установлено было до появления некой фишки ( а она была придумана не мной кажется совсем недавно, примерно год назад. Имя автора этой фишки, к сожалению, забыл). Так вот, эта фишка позволяет считать подобные задачи корректными. А что касается правил композиции... Как-то раньше мы жили на плоской земле и не парились. А за комплимент - спасибо, хоть он и не без некоторой подковырки. Спешу сообщить уже без всяких подковырок, что именно Вы меня вдохновили на подобный шаг.

  6. <
    G.E.

    21 июля 2019 09:30

    • Регистрация: 31.12.2018
    • Комментариев: 806

    Цитата: neves
    "Рокировка считается возможной, если нужный король и ладья стоят на полях e1 и a1/h1, e8 и a8/h8, соответственно. Взятие на проходе считается в начальной позиции невозможным".

     

    Вы потеряли предшествующее предложение, из-за чего смысл исказился.

  7. <
    Depeche

    21 июля 2019 09:45

    • Регистрация: 20.06.2019
    • Комментариев: 4

    Ферзь на а4,мат.

  8. <
    Ser1405

    21 июля 2019 09:58

    • Регистрация: 5.09.2018
    • Комментариев: 381

    Цитата: G.E.
    Правила спортивной дисциплины "шахматная композиция" от 26 декабря 2012 г. (из статьи 7):
    Применительно к решению, для композиций, не содержащих элементов ретро анализа, действуют следующие правила.

  9. <
    Hover

    21 июля 2019 09:58

    • Регистрация: 17.10.2018
    • Комментариев: 9

    Цитата: Depeche
    Ферзь на а4,мат.

    1 ... c7-c6

    (мат будет, но не в один ход)

  10. <
    neves

    21 июля 2019 10:02

    • Регистрация: 4.12.2018
    • Комментариев: 742

    G.E., не сомневаюсь, что Вы знаток всех правил. Тогда разъясните их, пожалуйста, за один заход (про взятие на проходе, а также про ретроанализ), чтобы все были в курсе (желательно со ссылками на документы). Как раз подходящий случай просветиться любителям! winked 

    Если же я только буду приводить цитаты, а Вы не соглашаться, то так можно разбираться долго.

    Заранее Вам благодарен! love 

     

    Ser1405! Я однозначных выводов по правилам не делал. Для этого есть люди повыше. Буду только рад Вас поздравить, если задача будет признана полностью корректной! winked 

  11. <
    G.E.

    21 июля 2019 10:41

    • Регистрация: 31.12.2018
    • Комментариев: 806

    Цитата: neves
    Тогда разъясните их, пожалуйста, за один заход (про взятие на проходе, а также про ретроанализ), чтобы все были в курсе (желательно со ссылками на документы).

     

    Тут все просто. В очных соревнованиях по решению (когда все решатели сидят в одном помещении и решают один и тот же набор композиций за ограниченное время) история возникновения позиции считается не имеющей значения и действуют те правила, которые вы процитировали.

     

    В тех же случаях, когда история возникновения позиции имеет значение (это и есть задачи, включающие ретроанализ, то есть на анализ прошлого позиции), действуют следующие правила:

     

    Рокировка возможна, если нельзя доказать, что король или ладья соответствующей стороны ходили раньше.

     

    Взятие на проходе возможно, только если есть возможность доказать, что последний ход был сделан именно на два поля и именно той пешкой, которую хотелось бы побить.

    (Article 16 – Castling and En-passant capture

    (1) Castling convention. Castling is permitted unless it can be proved that it is not permissible.

    (2) En-passant convention. An en-passant capture on the first move is permitted only if it can be proved that the last move was the double step of the pawn which is to be captured.)

    https://www.wfcc.ch/1999-2012/codex/

     

    Тут возникает целый ряд парадоксов (несовместимость рокировок, доказательство апостериори и т.д.), которые, однако, разрешаются путем буквального применения этих правил, как например в следующем забавном "этюде":

     

    Белые: Kрf5 ппc7f6d5h5e4g4e3
    Черные: Kрh6 Сc8 ппb7d7f7h7d6e5g5f2

    Ничья

     

     

     

  12. <
    Ser1405

    21 июля 2019 11:02

    • Регистрация: 5.09.2018
    • Комментариев: 381

    Цитата: neves
    Ser1405! Я однозначных выводов по правилам не делал. Для этого есть люди повыше. Буду только рад Вас поздравить, если задача будет признана полностью корректной
    Ваши поздравления, хоть и не окончательные, дорогого стоят, тем более, что позиция (не берусь назвать сиё композицией) далека от совершенства. Пешка h6 не несёт никакой смысловой нагрузки, да и на ферзевом фланге можно было полаконичнее. Но админы посчитали нужным оставить первоначальный вариант. По прежнему доверяю Вашему авторитету,хоть и не столь слепо , как раньше .Собственно, на этом и стоит прогресс человечества: никакой постулат или авторитет не может быть абсолютно незыблемым.

  13. <
    slonik

    21 июля 2019 11:11

    • Регистрация: 19.08.2011
    • Комментариев: 939

    Этюд

    Для наглядности, как обычно.

  14. <
    Ильф

    21 июля 2019 11:38

    • Регистрация: 17.01.2019
    • Комментариев: 459
    Спасибо, Ser1405. Весьма польщен ) На мой взгляд, если доказуемо, что королевская пешка предидущим ходом не могла взять белую пешку на d6, то задача корректна
  15. <
    Ser1405

    21 июля 2019 12:03

    • Регистрация: 5.09.2018
    • Комментариев: 381

    Цитата: slonik

    Для наглядности, как обычно.
    Здесь нужно изьять пешки f2 и е5 , добавив ладью, или ферзя (кроме h4) на нижнюю часть вертикали h . А вот был бы крайне признателен тому, кто подскажет : кто первым придумал располагать короля атакующей стороны на соседней по горизонтали клетке от прыгнувшей пешки защищающейся стороны? На мой взгляд, это пока единственный способ доказать, что ход был на две клетки.  В этом и есть главная фишка.



    Цитата: Ильф
    Спасибо, Ser1405. Весьма польщен ) На мой взгляд, если доказуемо, что королевская пешка предидущим ходом не могла взять белую пешку на d6, то задача корректна
    Вы правы, рано мне ещё в композиторы. Придётся перемещать её в пожарном порядке на b6. будем считать это очепяткой на первый раз.



     И белую пешку на её место - двойная очепятка.

  16. <
    neves

    21 июля 2019 12:09

    • Регистрация: 4.12.2018
    • Комментариев: 742

    Вот это по-деловому, G.E.! Говорите, просто? По-моему, это еще требует длительного перевода для любителей, чем я и займусь. А Вы, пожалуйста, поправьте, если что не так.

     

    Для демонстрации шахматной композиции со взятием на проходе и ретроанализом приводят более простую задачу.

    Белые: Крf5, пп. e5,f6,h5, черные: Крh6, пп.g5,h7, мат в 2 хода (Ф.Амелунг, 1897).

    Здесь предшествующим ходом черных мог быть только g7-g5, поэтому взятие на проходе считается законным, а задача корректной.

     

    В Вашем же этюде я насчитал 3 варианта для предшествующего хода черных: e7-e5, g7-g5, f3-f2. Поэтому невозможно доказать, что черные, например, делали ход e7-e5, и на этом основании белые якобы могут съесть пешку на e6. Поэтому, насколько я понимаю, в Вашем этюде белые не имеют права на первом ходе брать пешку на проходе.

    Надеюсь, что Ваш этюд все равно корректен, и авторское его решение не основано на взятии пешек при 1-м ходе.

    Тем не менее, он неудачен в разбираемом вопросе, так как и без него не меряно задач, где на проходе брать нельзя.

     

    Хотя в задаче Ser1405 фигур у черных навалом, но тщательнейшим образом подстроено все так, что большинство фигур не могло занять свое нынешнее место предшествующим ходом черных. Исключение составляют только пешки d6 (о которой сообщил Ильф в комментарии 14) и, конечно, e5.

     

    Предполагаю, что на d6 сначала могла стоять белая пешка, а потом черная пешка с поля e7 ее съела. Сама нынешняя пешка на e5 могла прийти с вертикали d или f. Сомнительно, что неизвестный автор задумывал такие поиски. Возможно, что при переписываниях задачи когда-то выкинули "лишнюю" фигуру, вот и осталась дырка.

     

  17. <
    Ser1405

    21 июля 2019 12:19

    • Регистрация: 5.09.2018
    • Комментариев: 381

    Тут ещё отпадает необходимость в пешках g4,g5. так что мой дебют можно признать неудовлетворительным. И Ильф в очередной раз подтверждает статус гранда.

  18. <
    neves

    21 июля 2019 13:12

    • Регистрация: 4.12.2018
    • Комментариев: 742

    Ser1405! Ваш дебют многое всколыхнул. Наоборот, какая-нибудь вылизанная до блеска задача бывает скучна и бесполезна. Так что Ваш дебют очень даже актуальный и полезный! Продолжайте! am 

  19. <
    Ser1405

    21 июля 2019 13:36

    • Регистрация: 5.09.2018
    • Комментариев: 381

    Цитата: neves
    Ser1405! Ваш дебют многое всколыхнул. Наоборот, какая-нибудь вылизанная до блеска задача бывает скучна и бесполезна. Так что Ваш дебют очень даже актуальный и полезный! Продолжайте! am 
    Спасибо, тронут. Только никак не могу постичь потаённый смысл Ваших любимых смайликов - красных дьволят.

  20. <
    neves

    21 июля 2019 13:49

    • Регистрация: 4.12.2018
    • Комментариев: 742

    Смайлики исключительно дружественные и приветственные! Они у меня служат для подтверждения и усиления слов. am 

    А не так, как бывает, что пишут одно, а по смайлику надо догадываться о противоположном. bully 

  21. <
    G.E.

    21 июля 2019 13:58

    • Регистрация: 31.12.2018
    • Комментариев: 806

    Цитата: neves
    В Вашем же этюде я насчитал 3 варианта для предшествующего хода черных: e7-e5, g7-g5, f3-f2.

     

    Этюд не мой, композиция составлена Гердом Риндером, как раз для иллюстрации одного из парадоксов. Ход f3-f2 невозможен, пешка f2 пришла с а7.

     

    Цитата: Ser1405
    А вот был бы крайне признателен тому, кто подскажет : кто первым придумал располагать короля атакующей стороны на соседней по горизонтали клетке от прыгнувшей пешки защищающейся стороны?

     

    Первая известная мне задача относится к 1858-у году, составлена Максом Ланге.

     

    Белые: Kрb5 Лe4 Сd7a3 Кa8g4 ппb6d5
    Черные: Kрd6 ппb7e7f7c5

    Мат в три хода

     

    А в 1884-м Сэм Лойд впервые нашел позицию, в которой белый король не находится рядом с черной пешкой:

    Белые: Kрh7 Фh6 Лh8g6 Кf8a1 ппa7g5b4b3c2d2e2h2
    Черные: Kрg4 Лg8 Сb8 ппc7d7g7b6e6f5f4

    Мат в четыре хода

     

    А самая хитрая на мой взгляд мотивировка взятия на проходе представлена в задаче Мишеля Кайо (1980):

    Белые: Kрh7 Фd4 Лg6 Сb1e1 Кd2d1 ппa4f4h3b2c2e2h2
    Черные: Kрh5 Фf8 Лf7h4 Сe8g7 Кh8 ппd7e7d6f6h6a5g4a2

    Коооперативный мат в один ход

  22. <
    neves

    21 июля 2019 14:46

    • Регистрация: 4.12.2018
    • Комментариев: 742

    Вариант переделывания задачи в корректную: заменить на d6 черную пешку на белую. winked 

  23. <
    Ser1405

    21 июля 2019 15:59

    • Регистрация: 5.09.2018
    • Комментариев: 381

    Цитата: neves
    Вариант переделывания задачи в корректную: заменить на d6 черную пешку на белую. winked 
    Да , я об этом писал уже писал об этом в комменте15 от 12:03 МСК, но этого мало, придётся разместить черную пешку на b6, иначе- мат конём тоже проходит. Так что отделаться одноразовой коррекцией , увы , не получится. Но надо делать правильные выводы из неудач, равно как из удач. Японцы сделали неправильные выводы после Цусимы и РЯВ. И правильные после разгрома во ВМВ. Но это уже - лирическое отступление.



    Цитата: G.E.
    Цитата: neves
    В Вашем же этюде я насчитал 3 варианта для предшествующего хода черных: e7-e5, g7-g5, f3-f2.

     
    Этюд не мой, композиция составлена Гердом Риндером, как раз для иллюстрации одного из парадоксов. Ход f3-f2 невозможен, пешка f2 пришла с а7.
     
    Цитата: Ser1405
    А вот был бы крайне признателен тому, кто подскажет : кто первым придумал располагать короля атакующей стороны на соседней по горизонтали клетке от прыгнувшей пешки защищающейся стороны?

     
    Первая известная мне задача относится к 1858-у году, составлена Максом Ланге.
     
    Белые: Kрb5 Лe4 Сd7a3 Кa8g4 ппb6d5
    Черные: Kрd6 ппb7e7f7c5
    Мат в три хода
     
    А в 1884-м Сэм Лойд впервые нашел позицию, в которой белый король не находится рядом с черной пешкой:
    Белые: Kрh7 Фh6 Лh8g6 Кf8a1 ппa7g5b4b3c2d2e2h2
    Черные: Kрg4 Лg8 Сb8 ппc7d7g7b6e6f5f4
    Мат в четыре хода
     
    А самая хитрая на мой взгляд мотивировка взятия на проходе представлена в задаче Мишеля Кайо (1980):
    Белые: Kрh7 Фd4 Лg6 Сb1e1 Кd2d1 ппa4f4h3b2c2e2h2
    Черные: Kрh5 Фf8 Лf7h4 Сe8g7 Кh8 ппd7e7d6f6h6a5g4a2
    Коооперативный мат в один ход
    Вельми понеже! Обязательно  на досуге разберу.



    Цитата: neves
    Вариант переделывания задачи в корректную: заменить на d6 черную пешку на белую. winked 
    Тут ещё жалко небольшую изюминку , клетка е7 в таком случае оказывается под двойным боем, что делает необязательным наличие пешек g4,g5.

  24. <
    neves

    21 июля 2019 16:23

    • Регистрация: 4.12.2018
    • Комментариев: 742

    Ser1405! Приветствую Ваше продолжение поиска! Возможно, мы теперь идем нехожеными тропами, а не просто воспроизводим давно известные решения задач.

    Действительно, перекрашиванием пешки на d6 не обойтись. Кто предложит лучшее исправление? Может быть, мы восстановим подлинную позицию неизвестного автора? Ведь явно работал мастер, многое продумано!

     

    А что, если наставить еще 4 белых пешки (скажем, на a2,b2,d2,e2)? Тогда все 16 белых фигур на доске, и ясно, что черная пешка не могла попасть на d6 в результате взятия. winked 

  25. <
    Ser1405

    21 июля 2019 16:37

    • Регистрация: 5.09.2018
    • Комментариев: 381

    Цитата: neves
    Ser1405! Приветствую Ваше продолжение поиска! Возможно, мы теперь идем нехожеными тропами, а не просто воспроизводим давно известные решения задач.
    Действительно, перекрашиванием пешки на d6 не обойтись. Кто предложит лучшее исправление? Может быть, мы восстановим подлинную позицию неизвестного автора? Ведь явно работал мастер, многое продумано!
      Нет, у неизвестного автора я позаимствовал только то , что король белых находится рядом по горизонтали  с побиваемой пешкой. Хотя, Маэстро утверждает, что этот приём был использован очень давно и что даже есть возможность обойтись без этого. Пока нет времени взглянуть. Отложу на вечер. Заодно постараюсь найти задачку мистера Икс. Примерно знаю, где искать.

  26. <
    G.E.

    21 июля 2019 17:33

    • Регистрация: 31.12.2018
    • Комментариев: 806

    При поиске самой ранней одноходовки со взятием на проходе я нашел задачу 1870 года.

  27. <
    Olk

    21 июля 2019 17:34

    • Регистрация: 24.08.2018
    • Комментариев: 1832

    По задаче - любой жизненный дебют надо поощрять, хотя споры слегка позабавили. Наверное, словечко "ретроанализ" стоило употребить решателям в первых комментах - а так пришлось автору в 8-м.

    Если честно, не разобрался в этюде от G.E. (да-да, я читал, что не он автор). Пешка черных f2 на предыдущем ходу стояла на месте - это понятно. Но оба хода e7-e5 и g7-g5 были возможны, в любом случае ходившую пешку черных белые обязаны взять и получить мат. Какая ничья???

  28. <
    Ser1405

    21 июля 2019 17:46

    • Регистрация: 5.09.2018
    • Комментариев: 381

    Цитата: neves
    А что, если наставить еще 4 белых пешки (скажем, на a2,b2,d2,e2)? Тогда все 16 белых фигур на доске, и ясно, что черная пешка не могла попасть на d6 в результате взятия.
    Да , я думал об этом, но это уже - четвертная коррекция. И без этого позиция выглядит не шибко реалистичной. А тут ещё игра всухую. Черных тоже добавить  будет нужно, а это - ещё коррекция.

  29. <
    neves

    21 июля 2019 18:14

    • Регистрация: 4.12.2018
    • Комментариев: 742

    Цитата: Olk
    Наверное, словечко "ретроанализ" стоило употребить решателям в первых комментах
    Наверное, решатели и автор не знали, что это за зверь. Сегодня впервые познакомились. Лучше поздно, чем никогда. Впрочем, ретроанализа в исходной задаче как раз не оказалось, и применять к ней надо только ту часть правил, которую я процитировал.wink 

  30. <
    Olk

    21 июля 2019 18:27

    • Регистрация: 24.08.2018
    • Комментариев: 1832

    Даже если не оказалось - автор имел в виду именно его и словечко знал - это очевидно (я вот тоже знал со школы). Сейчас не оказалось - после исправлений окажется. А ошибаются (чего-то не видят) даже маститые композиторы...

    P.S. G.E., как бы в 27 комменте к Вам вопрос. Наверное, все зависит от трактовки правил (ведь еще возможен был ход 0...ed). Какова Ваша трактовка - белые вправе сами выбирать себе предысторию, что ли?

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии. Зарегистрируйтесь.

Яндекс.Метрика
^