10-ка лучших шахматистов мира
Магнус КарлсенНорвегия
2864
Дин ЛижэньКитай
2806
Алиреза ФируджаФранция
2793
Каруана ФабианоСША
2783
Левон АронянРоссия
2775
Уэсли СоСША
2773
Ян НепомнящийРоссия
2766
Рихард РаппортВенгрия
2764
Аниш ГириНидерланды
2760
Максим Вашье-ЛагравФранция
2760

Сказочная задача. Кооперативный мат в 5 ходов

Сказочная задача. Кооперативный мат в 5 ходов

Решили в выходной разнообразить наши задачи нестандартным условием. Как видите, на доске есть черно-белая пешка. Это нейтральная пешка, которая может ходить в обе стороны (то есть, играть и за белых, и за черных). Задание здесь такое: кооперативный мат в 5 ходов, причем начинают черные!

Для решивших будет дополнительное задание: перемещаем белую пешку с a2 на f2 и снова решаем задачу. Условия те же.

Эту задачу можно отнести к сказочным задачам. Для тех кто не знает, поясним, что это такой раздел шахматной композиции, где общепринятые правила шахмат изменяются или нарушаются.
1 430 просмотров
Комментарии 33
  1. Ильф
    Ильф
    Вопрос. Может ли пешка с4 все пять ходов играть как белая, включая превращение?
  2. slonik
    Цитата: Ильф
    Ильф
    Может. 
  3. Ильф
    Ильф
    Тогда следующий вопрос. Законно ли решение
  4. slonik
    Цитата: Ильф
    Ильф

    Что-то напутано в записи
  5. Ильф
    Ильф
    Цитата: slonik
    Цитата: Ильф
    Ильф

    Что-то напутано в записи
    Проверил. Вроде не напутал. Но собака где-то порылась конечно. Знать бы где?
  6. slonik
    Цитата: Ильф
    Ильф

    1.d:c Это как понять ?)
  7. Ильф
    Ильф
    ??‍♂️ прошу прощения. 1 с:d

    Ну и дальше вместо с, d
  8. neves
    Надо понимать с точностью до наоборот: 1.c:d и далее в ферзи по вертикали d.
    По-моему, аналогично годится: 1... b5, и белый ферзь матует с c8.
  9. Ильф
    Ильф
    Причём с с8 ферзь матует и взяв коня на d5 будучи пешкой

    Вот только не понятна роль пешки а2 и её перестановки на f2?
  10. G.E.
    Нет, это не решение. Черные могут уйти нейтральным ферзем как своим, так что это не мат.
  11. Ильф
    Ильф
    Цитата: G.E.
    Нет, это не решение. Черные могут уйти нейтральным ферзем как своим,так что это не мат.
    Я так и подозревал
  12. Сергей Иванович
    Цитата: Ильф
    Вот только не понятна роль пешки а2 и её перестановки на f2  
    И не только... Непонятно, зачем придумывать пешку-хамелеон "с4", если воспринимается она в свете задания только белой. После ...Kd5 1.cd b1Л можно поставить мат и 5.Фd1Х, если поле f2 занять черной ладьей...  Что-то тут не так smirk

  13. Ильф
    Ильф
    То есть мат нейтральной фигурой поставить нельзя. Она остаётся нейтральной до конца
  14. G.E.
    Цитата: Ильф
    То есть мат нейтральной фигурой поставить нельзя. Она остаётся нейтральной до конца

    Это не совсем так)). Хотя, конечно, да она всегда нейтральна.
  15. neves
    "играть и за белых, и за черных"

    И это называется нейтральностью? smile
    Скорее, двойной агент. imp
  16. G.E.
    Цитата: neves
    И это называется нейтральностью?

    Да, потому что побить нейтральную фигуру, в случае чего, тоже разрешается и белым, и черным.
  17. neves
    И долго еще надо сочинять правила по туманным намекам из задания?
    На таком уровне можно много глупостей напридумывать аналогично тому, что швейцары происходят из Швейцарии. yum
  18. Сергей Иванович
    Спасибо G.E.: ... Кb1 1.Крg4 (черная)c3 2.Крf4 (черная)c2 3.(белая)c2:b3 (черная)b3:a2 4.Крe3 (черная)а2-a1Л 5.(белая)Л:b1Х. Ладья не может, в отличие от ферзя, уйти с горизонтали а1-h1. Если черные объявят ладью черной, то белые опять объявят ее белой с шахом-матом. 
  19. neves
    Спасибо, С.И.! Наверное, так и задумано автором.
    Однако, в задании говорится только о нейтральной ПЕШКЕ, но никак не о возможности других нейтральных фигур. Конечно, можно продолжать по индукции. smile Но так можно напродолжать вплоть до швейцаров.

    Так что по этой и другим причинам сильно сомневаюсь в своем варианте, когда белая пешка не на a2, а на f2:
    ... Кd1 1.Крg4 Сh3+ 2.Крf3 c3 (черная) 3.Крf4 c2 (черная) 4.Крf3 c1Л (черная) 5.Л:d1X
    (А может быть, ... Кb1... 5.Л:b1X)
  20. Сергей Иванович
    До меня дошло... После перестановки пешки а2 на f2 мат ставится на поле, где хотел Ильф...

    Цитата: neves
    5.Л:d1X
    (А может быть, ... Кb1... 5.Л:b1X)   
    После 5.Л:d1+ черные объявляют ладью черной и уходят по вертикали "d"...
    А вот ... Кb1 1.Крg4 Сh3+ 2.Крf3 c3 (черная) 3.Крf4 c2 (черная) 4.Крf3 Cc8 (или др.) 5.Л:b1X - похоже на правду.
    У меня, правда, по другому: … Сd5 1.(белая)c4:d5 (черная)d5-d4 2.(белая)d4:c5 Крg2 3.(белая)с5-c6 Крh3 4.(белая)с6-с7 g2 5.(белая)c8СХ. Слон не может, в отличие от ферзя, уйти с диагонали с8-h3. Если черные объявят слона черным, то белые опять объявят его белым с шахом-матом. 

    ... похоже на правду. Хотя, если черные только объявят ладью черной и сыграют h1Ф+, то мата, как бы и нет....
  21. Сергей Иванович
    Еще нашел: Нейтральные фигуры - фигуры, которыми в свою очередь хода может ходить любая сторона, как если бы эта фигура была ее цвета. Нейтральные пешки превращаются в нейтральные фигуры. Обозначаются на диаграмме фигурами наполовину белыми, наполовину черными.
    Особенность нейтральных фигур состоит в том, что сторона, которой объявили шах (в т.ч. двойной) нейтральной фигурой, может парировать его, сделав тот же ход в обратном направлении. Поэтому, чтобы объявить мат нейтральной фигурой приходится делать принципиально необратимые ходы - взятия, превращения, двойные ходы пешкой.
  22. neves
    Не ясно, допускается ли, чтобы какая-либо сторона объявляла нейтральную фигуру своей, но ход делала другой фигурой.

    Не ясно, зачем вообще пешка на f2. Да и на a2 тоже.
    Обилие найденных предполагаемых решений сеет сомнение в том, что среди них есть хоть одно правильное по автору.
  23. Ильф
    Ильф
    Думаю дело вот в чём. Без пешки а2, приходится ставить нейтральную ладью на с1. На момент этого превращения чёрный король должен быть прикрыт. Иначе белые просто побьют короля этой ладьей. Следовательно возможен только 5.Л:d1+ а это не мат.

    Получается в обоих случаях (па2, пf2) проходят только варианты, предложенные Сергеем Ивановичем
  24. Сергей Иванович
    Цитата: neves
    допускается ли, чтобы какая-либо сторона объявляла нейтральную фигуру своей, но ход делала другой фигурой.  
    Могу только предположить worried



    Цитата: Ильф
     проходят только варианты  
    Ну, по крайней мере, они согласуются с комментом G.E. (вчера, 18:50). Там черным не получается уйти матующими ладьей или слоном как своими... blush


  25. Ильф
    Ильф
    Думаю в любом случае, если свой король находится «под боем» нейтральной фигуры, передача хода противнику противоречит правилам
  26. neves
    Цитата: Сергей Иванович
    Если черные объявят ладью черной, то белые опять объявят ее белой с шахом-матом.

    "Опять" будет уже 6-м ходом, и так до бесконечности, значит, мата вообще нет.

    Не ясно, считать ли ходом лишь объявление фигуры своей.
    Если это нельзя, то в данном случае черные 5-м ходом могли отойти теперь уже своей ладьей, скажем, на a1.

    Не вижу принципиальной разницы с забракованным решением Ильфа.

    Правила не ясны, и гадать тоже можно до бесконечности. yum

  27. Ильф
    Ильф
    Цитата: Сергей Иванович
    Если черные объявят ладью черной, то белые опять объявят ее белой с шахом-матом. 
    Если чёрные просто объявят ладью чёрной, то белые объявят её белой и побьют чёрного короля. А это нельзя☝? Поэтому либо чёрные убирают нейтральную фигуру с линии своего короля, объявляя её чёрной, либо признают поражение??‍♂️
  28. Сергей Иванович
    Цитата: neves
    "Опять" будет уже 6-м ходом, и так до бесконечности, значит, мата вообще нет.  
    После отхода ладьи на  а1 белые объявляют ее своей с неисчезнувшим шахом-матом. И ходить им не надо. А ход черных, не устраняющих шаха после шаха - нелегальный.  Здесь исхожу из предположения, что лишь объявление фигуры своей - это еще не ход. "Опять" будет после 5.Л:d1X, где черные могут увести ладью по вертикали.  
  29. neves
    Спасибо всем за рациональные соображения. Но заменяют ли они закон? Или вообще закона нет, и каждый волен поступать по совести? yum 
    Если без конца каждая сторона будет объявлять фигуру своей, то какой же это мат? Скорее, ничья, если по совести. relaxed
  30. Ильф
    Ильф
    Цитата: neves
    Или вообще закона нет
    Если я правильно понял, объявляя нейтральную фигуру своей, сторона имеет право сделать этой фигурой ход. То есть если чёрные объявят например ладью своей и не уберут её с линии, белые могут ей же срубить чёрного короля. А это против правил. Значит и такой ход чёрных «вне закона». Это как проигнорировать шах
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь. Кнопка регистрации есть справа вверху.
Другие статьи
Кооперативный пат в 2 хода. Необычная задача
Эту задачу также можно отнести к сказочной композиции. Но в отличие от вчерашней задачи, никакой путаницы с решением здесь возникнуть не должно. Правила понятны: кооперативный пат в 2 хода. Да, именно пат, в этом и есть вся соль
Задача на кооперативный мат в 2 хода
Задача на кооперативный мат - это не простая задача. Это такой вид шахматной композиции, где одна сторона помогает другой заматовать себя. Обычно в таких задачах начинают черные (если иное не указано в условии). Вот и в этой
Кооперативный мат в 6 ходов
В этой задаче начинают черные, а белые ставят мат им в 6 ходов. Судя по позиции, так не скажешь, но в этом и есть смысл кооперативного мата.
Кооперативный мат в 5 ходов
   На выходных можно и поразвлекаться :) Кооперативный мат в 5 ходов. Начинают черные, а белые ставят им мат!
Кооперативный мат в 8 ходов
   Задача Л. Линднера. Кооперативный мат в 8 ходов. Напомним, что в таких задачах начинают черные!
Хитрый кооперативный мат в 5 ходов
   Что думаете насчет кооперативных матов? Тут уж компьютером не воспользуешься :) В этой задачи белые осуществляют хитрый маневр и ставят мат в 5 ходов. Напоминаем всем, что это кооперативный мат, то есть, в позиции на
Кооперативный мат в 2 хода в обе стороны
   Значит так :), с условием мы тут точно уже не ошибемся. Нужно поставить кооперативный мат в 2 хода. При ходе черных - мат черным, при ходе белым - мат белым. Вспомнился анекдот про цифры и фигли-мигли :)