10-ка лучших шахматистов мира
Магнус КарлсенНорвегия
2864
Дин ЛижэньКитай
2806
Алиреза ФируджаФранция
2793
Каруана ФабианоСША
2783
Левон АронянРоссия
2775
Уэсли СоСША
2773
Ян НепомнящийРоссия
2766
Рихард РаппортВенгрия
2764
Аниш ГириНидерланды
2760
Максим Вашье-ЛагравФранция
2760

Серийно-кооперативный пат в 16 ходов. Карты перемешиваются

Серийно-кооперативный пат в 16 ходов. Карты перемешиваются


Элси Ринген: "Карты перемешиваются. Новая версия задачи. Полностью упрощенная по максимуму. ser-h=16. "
Комментарии 16
  1. Элси Ринген
    Элси Ринген
    В общем, предыдущие версии были в целом годные. Но с одним существенным изъяном: замок слона а4 (а4-b5-b3) оказался воздушным. После добавления пешки d3 (или укорочения авторского решения на один ход) пешка b5 перестала быть антидуальной и ее нахождение на поле больше ничем не обосновано. То есть, если ее из позиции изъять, то авторское решение будет решаться без дуалей. Это большой минус для позиции.

    Поэтому было принято решение карты перемешать и переэвакуировать пешку f4 на исконное h4 (где она раньше всегда и была).

    И это волшебным образом решило все проблемы (поди достань ее конем теперь):
    а) удалось выкинуть кучу фигур, включая а2 и всякие подпорки-костыли для белопольного слона белых;
    б) в финале авторского решения лишних всего 1,5 пешки;
    в) нахождение всех фигур на поле четко обосновано, включая коня е2 (его нельзя заменить на пешку);
    г) в варианте G.E. у черных ровно один вариант на +1 и он очень простой (там ничего не намутишь);
    д) слон d5 стоит ровно по месту (его нельзя поставить, скажем, на а8 или с6);
    е) реализованы все 4 варианта замуровывания слона а4 в его замке;
    ж) и, главное, все варианты простые, незамороченные и легко считаемые.
    В общем, конфетка наконец-то получилась, а не вот это вот всё!

    Не ожидал, что простое переставление пешки таким волшебным образом спасет задачу. Тьфу-тьфу-тьфу...

    ===
    Из дискуссий в соседней теме выяснилось, что тут и псевдо-AUW до кучи есть.
    Ну вообще замечательно!

    Можно на конкурс отправлять... :)
    Тем более там пока в этом году вообще ни одной задачи этого жанра нет. Это непорядок!
  2. Элси Ринген
    Элси Ринген
    Цитата: Элси Ринген
    Не ожидал, что простое переставление пешки таким волшебным образом спасет задачу. Тьфу-тьфу-тьфу...

    Так и знал, что совсем уж хорошо не будет. Конь уж больно "юркай".

    Проверка показала, что вместо пешки с3 всё же нужна пешка а2.
    Слона тогда лучше переставить на с6-а8 (это даст еще одну попытку), а пешку с2 можно поднять на с4, чтобы получился красивый ромбик (решение на два хода длиннее, но это не цель).

    Потери минимальны:
    в финале как было 1,5 лишних пешки, так и осталось;
    из 4 вариантов решения проблемы е2 остается три, правда, в них добавляются подварианты;
    псевдо-AUW стал еще более псевдо, но он, слава богу, целью и не был.
    Из приобретений: добавляется новый маршрут короля (теперь у него три пути на юг).
  3. Сергей
    Ser1405
    Степан опять в своём амплуе laughing Кстати. А что, опять какой-то конкурс?
  4. Элси Ринген
    Элси Ринген
    Цитата: Ser1405
    Степан опять в своём амплуе laughing Кстати. А что, опять какой-то конкурс?

    Что значит опять? Он ежегодный уже много лет.

    А здесь всё, сейчас финализировать уже будем. Черные все возможные каверзы уже использовали. Больше у них за душой ничего нет...
    Да и так сколько они брыкались? Оченно упертые оказались, особенно конь. Во все стороны рыськ-рыськ. Слева перекрыли, он справа, гаденыш, пролез. Но мы всё-таки нашли на него управу.
  5. Элси Ринген
    Элси Ринген
    ===
    Но тут начались траблы в авторском варианте. Слон начал чудить. Захотелось ему короля по Западной дороге вести, а себе ход сэкономить. Пришлось добавить два. Но аккуратно!
    В итоге в финале у нас почти не будет лишних фигур. Будет только одна пешка, которая будет делать вид, что она тоже участвует в пате.
    8/1Q5n/5kp1/1p3Bp1/bPp1P2P/1p2PPP1/4N2K/1R2R3 - w
    ser-h=18

    Симпатичная такая симметрично-геометрическая конструкция получилась.
    Надо только посмотреть, чтобы ферзь наверху там чего-нибудь не учинил. Но, в принципе у нас еще пара пешек в запасе есть.

    =================

    Соорудил с ферзем такую конструкцию.
    8/1Q4bk/6nb/1p3Bp1/6pP/6P1/7K/1R2R3 - w

    Посчитал навскидку ходы. Вроде 18 (как в задании)! Напрягся.
    Потом расслабился. Сначала потому, что ферзь со слоном будут мешать проходу короля и там где-то ход потеряется.
    А потом вижу, что и h4 мы не съели. А это еще два хода коню. В общем, здесь нормально.

    P.S. Да и плюс к тому, я автоматом посчитал, что у нас а2 есть и второй чернопольный слон возможен. Но а2, слава аллаху, мы же ведь убрали. То есть вообще непостроимую фигню я нарисовал.

    =====
    Тогда вот такую конструкцию надо проверять.
    4R3/1Q4bk/6pr/1p4pb/1P4p1/6P1/1p5K/1R6 - w

    Но это уже после работы.
    Навскидку вряд ли. Слишком много всего черным надо сделать.
  6. G.E.
    Побочное к исходной ("заглавной") версии.

    1.cbK-K:c3-K:e2-Kc3-5.Kb1-Kpe5-Kpd4-Kpc3-Kpb2-10.Kpa1-b2-Cd1-C:f3-Ch5-15.g4-16.Kg5 hg=
  7. Элси Ринген
    Элси Ринген
    Цитата: G.E.
    Побочное к исходной ("заглавной") версии.

    1.cbK-K:c3-K:e2-Kc3-5.Kb1-Kpe5-Kpd4-Kpc3-Kpb2-10.Kpa1-b2-Cd1-C:f3-Ch5-15.g4-16.Kg5 hg=

    Огромное спасибо, G.E. Никогда бы не подумал, что в этом варианте король опять будет прорываться на а1 (есть готовая версия этой задачи, где основная контригра черных именно в прорыве короля на а1). Даже вообще не смотрел в эту сторону.

    Радует, что для финальной версии это, слава богу, не актуально. Там на пути короля по большой диагонали две дополнительные препоны (пешка е3 и фигура на f5, препонистость которой заключается только в том, что она есть и ее надо убирать).
    И, главное, у нас слона на d5 нет (у нас правда, ферзь наверху есть, но он, слава аллаху, не на вертикали "а" и связку автоматом не организуешь). А без какой-нибудь связки без готового пата тут ничего никогда не получится.
    Но эту схему по-любому надо проверить на предмет связывания фигуры на а2 и отдачи другой где-нибудь под ферзя на а6-а8 (ну, собственно, это стандарт в другой версии этой задачи). Поглядим, это интересно...
    Сразу приведу другую версию, чтобы понятно было. С ней я еще летом закончил, она полностью готовая.
    Q1K5/7n/P2P1kp1/6p1/2P1P2P/1p3Pp1/b1p1P1N1/1B2R3 - w
    ser-h=16

    И вот здесь как раз вся контригра черных в прорыве короля на а1 (там очень много вариантов).

    UPD. Хотя ничего там получиться не должно. Раз не получалось даже при уже готовом слоне на а2 и ферзе на а8 и полностью свободной дороге короля на а1. Уж не говоря про то, что конь пешку f3 взять не может (а кого другого послать - это огромная куча ходов).
  8. Элси Ринген
    Элси Ринген
    Цитата: Элси Ринген
    Тогда вот такую конструкцию надо проверять.
    4R3/1Q4bk/6pr/1p4pb/1P4p1/6P1/1p5K/1R6 - w

    Ну это я спросонок нарисовал так нарисовал... :)

    Но вот такая позиция получиться может (ход белых Л:е6):
    8/1Q6/4q1nk/1p3Bpb/1P4p1/6P1/1p6/1R2R3 - w
    Но она в 20 ходов (+2). Даже обидно!
    Причем пешка е3 ни на что не влияет. Если бы ее не было, мы могли бы превращенного слона прятать на а1 (но это те же 2 хода), а не отдавать в виде ферзя, которому е3 тоже не мешает (ему так и так за два хода на е6 ехать и тут: "Ну через е3, так через е3. Как скажете...").
    Тут потери ходов конем (два), чтобы съесть h4.
    И один ход теряется из-за слона f5 (король не может пройти без потерь). Причем, если бы вместо слона была бы пешка или конь - было бы то же самое.
    Потерять можно по-разному: съесть слона королем или ферзем; пойти ферзем дополнительно на е7.
    Или даже слоном на f7:
    1-3. с4-с1Ф 4-7. Фс1-(е3)-(f3)-(e2)-(e4) 8. b2 9. Cb3 10. Cf7 11. g4 12. g5 13. Kpg7 14. Kph6 15-17. Kh7-f8-g6-(h4) 18. Ch5 19. Kg6 20. Фе6; Л:е6

    ==
    Как выяснилось, на е3 пешка всё же быть не может. В варианте одном ферзь с1 убирает обе мешающие проходу по Западной дороге фигуры (е2 и е3) за два хода. А надо хотя бы три.
    Решает перевод пешки е3 на с3 или d4. Там приблизительно одинаково всё в вариантах (при d4 меньше разветвлений, но это может даже и хорошо).

    Надо выбрать из:
    8/1Q5n/5kp1/1p3Bp1/bP2P2P/1pP2PP1/2p1N2K/1R2R3 - w (16 ходов)
    8/1Q5n/5kp1/1p3Bp1/bPpPP2P/1p3PP1/4N2K/1R2R3 - w (18 ходов)

    Визуально 18-ходовый вариант, конечно, приятнее смотрится. И пат там как бы сразу в самом начале есть, который сохраняется даже после сдвига пешек g. Реализовать его, правда, нельзя.

    ==
    Карты надо перемешивать снова. На любую пешку: е3, с3, d4 у черных есть ответ.
    После вычета ходов пешки "с" черным надо уложиться в 15 ходов.
    е3: 1. gh 2-4. Kh7-g5-h3-f2 5-6. Фс1-(е3)-(е2) 7-10. Крf6-e5-d4-e3-(f3) 11. h3 12-13. g6-g4 14. Фb2 15. K:e4+; Л:b2
    c3: 1. Kpe5 2-5. Kh7-f6-d5(!)-(c3)-(e2) 6-8. Kpe5-d4-e3-(f3) 9. gh 10. h3 11. g5 12. g4 13. Kc3 14. K:e4 15. C(Ф)с1-b2; Л:b2
    d4: аналогично, только конь идет по другому маршруту 2-5. Kh7-f8-e6-(d4)-(e2)

    А если пешку поставить на d2 - то дуаль в авторском варианте: можно в живых коня е2 оставлять. Да и сама по себе пешка d2 ничем не лучше, чем е3.

    ==
    В общем, намутил два варианта.

    А. Продолжение старого (ну просто не выбор между с3 и е3, а поставил обе).
    8/1Q5n/5kp1/1p3Bp1/bP2P2P/1pP1PPP1/2p1N2K/1R2R3 - w (16 ходов)

    Б. 8/1Q5n/5kp1/1p4p1/bPp1P2P/1p3PP1/P3PB1K/1R2R3 - w (18 ходов)

    Второй вариант, наверное, получше. Не такой хаос на доске.

    Запаковывание слона в замке плюс-минус одинаковое, и в Б пат на h6 ушел на +1. Король больше ход не теряет.
  9. Элси Ринген
    Элси Ринген
    Вариант Б это вообще. f2 можно же не брать. И черные легко расставятся.

    В итоге. Нам по-любому надо выставлять две лишние пешки: на поля а2, с3, е3, d4. Причем почти в любой конфигурации.
    Отобрал 3 варианта:
    1 вариант (с3 и е3): 8/1Q5n/5kp1/1p3Bp1/bP2P2P/1pP1PPP1/2p1P2K/1R2R3 - w (16 ходов)
    2 вариант (d4 и е3): 8/1Q5n/5kp1/1p3Bp1/bPpPP2P/1p2PPP1/4P2K/1R2R3 - w (18 ходов)
    3 вариант (а2 и с3): 8/1B5n/5kp1/1p3Pp1/bP2P2P/1pP2PP1/P1p1N2K/1R2R3 - w (16 ходов)

    Геометрически 2 вариант самый приятный.
    В 1 и 2 варианте удалось отказаться от коня е2 (он не нужен).
    В 3 варианте конь остался (пешек просто не хватило!), но зато слона f5 поменяли на пешку, а ферзя b7 на слона.

    В варианте G.E. (король на g4)
    в 3 варианте известная нам уже жертва коня под коня на d4.
    В 1 и 2 варианте (где нет коня) теперь пат ставит ферзь на е4. Конь вместо d4 с h4 за те же два хода идет на f4 под связку, а с1 либо превращается в слона и прячется на а1 за 2 хода, либо превращается в ферзя (в 2 варианте можно и в ладью, конь попутно берет d4) и отдается за 2 хода на е4.
    Либо превращается в слона и встает в связку на f4 за 1 ход (-1), а конь за три хода (+1) сам идет на е4. Мешающую пешку е3 снимет конь по дороге туда: прошел БПC (снял е4), прошел король, конь h7-f6-d5-(e3)-f5-(h4).
    Возможен также вариант взять h4 превращенным ферзем: конь h7-f8-e6-f4-h3; c1Ф-(e3)-f4-(h4)-(e4); Kf4. Но тут размен: коню -2, ферзю +2. Заодно понятно, что в 3 варианте на b7 точно не может быть ферзь (там нужной пешки на е3 нету).
    Во 2 варианте трюк можно и ладьей делать. Лс1-с8-h8-(h4)-(e4). Но эффект тот же. Перекрытие из слона на h3 будет дороже (еще два хода коню сэкономим, но слон потеряет три).
    То есть во всех вариантах у нас тут есть комбинации на +1 (самые богатые во 2 варианте). Едем дальше. В целом по варианту никому предпочтение не отдаем (вариант не тематический).

    Дуаль в авторском варианте.
    Тут для устранения дуали надо удлинить проход короля на f2 по западной дороге (по черным полям) через d4 на два хода.
    В 1 варианте две пешки и фигура на f5 удлиняют аж на три хода (это небольшой минус);
    во втором варианте две пешки удлиняют слону всего на 1 ход (это небольшой плюс) и второй ход дает f5;
    в 3 варианте аналогично, только пешка одна, а не две.

    Остался только Слон в Замке

    Там весь вопрос в уборке фигуры с е2. Теоретически 4 способа:
    а) убрать натуральным конем;
    б) убрать превращенным конем;
    в) убрать превращенным ферзем (перекрытие на f2 из короля);
    г) убрать превращенным ферзем (перекрытие на f2 из коня).

    а) отпадает сразу - там везде минимум на +2;
    б) проходит на +1 только в 3 варианте (и вариант сразу набирает очки):
    1. gh 2. h3 3. g4 4. g5
    5. c1K 6-8. Kc1-(a2)-(c3)-(e2) 9-12. Kpf6-e5-d4-e3-(f3) 13-15. Ke2-c3-d1-b2 16. Kf6 17. K:e4; Л:b2
  10. G.E.
    1 Вариант.
    Есть такое (не знаю по автору или нет, перестановок вроде не видно):
    1.c2-c1=B 2.Bc1-b2 3.Bb2-a1 4.b3-b2 5.Ba4-d1 6.Bd1xe2 7.Be2xf3 8.Bf3xe4 9.Kf6xf5 10.Kf5-g4 11.Kg4-f3 12.Kf3-f2 13.Be4-f3 14.Bf3-h5 15.g5-g4 16.Nh7-g5 h4xg5=
  11. Элси Ринген
    Элси Ринген
    Цитата: G.E.
    1 Вариант.
    Есть такое (не знаю по автору или нет, перестановок вроде не видно):
    1.c2-c1=B 2.Bc1-b2 3.Bb2-a1 4.b3-b2 5.Ba4-d1 6.Bd1xe2 7.Be2xf3 8.Bf3xe4 9.Kf6xf5 10.Kf5-g4 11.Kg4-f3 12.Kf3-f2 13.Be4-f3 14.Bf3-h5 15.g5-g4 16.Nh7-g5 h4xg5=

    Ну это как раз авторский вариант.

    Но слон пытается поменять маршрут:
    1. с1С 2. Сb2 3. Ca1 4. b2
    5. Cc2 6. C:e4 7. C:f3 8. C:e2 (расчистил Западную дорогу для короля) 9-12. Крf6-e5-d4-e3-f2 13. C:h4 14. g4 15. Kg5; hg (слон укоротил себе маршрут, а король прошел другим путем).
    Добавлением фигур (на примере варианта 3: пешка с3 и фигура на f5) мы этому противодействуем:
    1. с1С 2. Сb2 3. С:с3 4. Са1 5. b2
    6. Cc2 7. C:e4 8. Kp:f5 9. Kpe5 10. C:f3 11. C:e2 12-14. Kpe5-d4-e3-f2 15. Ch5 16. g4 17. Kg5; hg +1! Всё хорошо...

    Цитата: Элси Ринген
    В 1 и 2 варианте удалось отказаться от коня е2 (он не нужен).

    Это мы погорячились... Пешка е2 всё же соорудила нам подставу в варианте G.E (пробила в самый неподходящий момент по f3).
    2Q5/8/6p1/1p3npb/1P4k1/4P1P1/1p2P2K/b7 - w

    Поэтому во всех вариантах у нас на е2 всё же конь. И который, кроме вышепоказанного случая вообще больше ни для чего не нужен. Он вообще так-то полностью безобидный и бесполезный.

    Добавил в диаграммы коня:
    1 вариант (с3 и е3): 8/1Q5n/5kp1/1p3Bp1/bP2P2P/1pP1PPP1/2p1N2K/1R2R3 - w (16 ходов)
    2 вариант (d4 и е3): 8/1Q5n/5kp1/1p3Bp1/bPpPP2P/1p2PPP1/4N2K/1R2R3 - w (18 ходов)
    3 вариант (а2 и с3): 8/1B5n/5kp1/1p3Pp1/bP2P2P/1pP2PP1/P1p1N2K/1R2R3 - w (16 ходов)


    Продолжим разбор Слона в замке.

    В варианте в) (король-перекрытие на f2) проход по западной дороге во всех вариантах заблокирован конем. Идем по восточной. Не считая ходов пешек остается 11 ходов. Значит, нам надо 12.
    1-2 вариант:
    1-3. с1Ф-(е3)-(f3)-(e4) 4-7. Kpf6-(f5)-g4-f3-f2 8-9. Фe4-(e2)-b2 10-11. Kh7-f6-e4(d5) 12. Kpf3+; Л:b2
    Можно не брать пешку е4 ферзем:
    1-3. с1Ф-(е3)-(f3)-d3(f1;h5) ..hg 4. Kg5 5. K:e4 6-9. Kpf6-(f5)-g4-f3-f2 10. Ф:е2 11. Фb2 12. Kpf3+; Л:b2

    В 3 варианте восточный маршрут только на +2, поэтому король прорывается по центру.
    1. Kpe5 2. Kf6 3. Kd5(!) 4-5. c1Ф-е3-(f3) 6-8. Kpe5-(e4)-e3-f2 9-11. Фf3-(e2)-(a2)-b2 12. Kpf3+; Л:b2

    Остался последний способ: заводить коня на f2. Там два способа - съесть пешку е4 конем по дороге туда, съесть ее в конце патующим ходом.

    В первом случае в вариантах 1 и 2 король проводится по восточной дороге (по западной дороже будет).
    hg... 1-3. Kh7-g5-(e4)-f2 4-7. Фс1-(е3)-(е2!)-(f3)-(c3) 8. Ke4 9-11. Kpf6-(f5)-g4-f3 12. Фb2+; Л:b2

    В 3 варианте толковые комбинации тут отсутствуют.
  12. Элси Ринген
    Элси Ринген
    Заканчиваем.
    Остался последний вариант: перекрытие конем на f2, когда пешка е4 берется на обратном пути (что позволяет патующий ход делать конем и упростить выход ферзя на b2).

    Ходы пешек оставляем за скобками (они всегда ходят одинаково). И нам надо получить 12 ходов остальными фигурами на +1.
    0. hg 1-3. Kh7-g5-h3-f2
    И вот тут начинается соло слона f5 (он же не просто так там стоит!). При живой пешке е4 слон f5 никого не пустит по Восточной дороге.

    В варианте 1 черные плюнули на это дело и пошли по Западной дороге:
    4-6. Ф(Л)с1-(с3)-(е3)-(е2) 7-10. Крf6-d4-e3-(f3) 11. Ф(Л)b2 12. K:e4+; Л:b2

    В варианте 2 черным пришлось сносить мешающего слона ферзем:
    4-8. Фс1-с5(с8)-(f5)-(f3)-(e2)-b2 9-11. Kpf6-g5-g4-f3 12. K:e4+; Л:b2

    В варианте 3 на Восточной дороге всё хорошо, но лишний ход заберет пешка а2:
    4-8. Фс1-е3(с3,f4)-(f3)-(e2)-(a2)-b2 9-11. Kpf6-g5-g4-f3 12. K:e4+; Л:b2

    ===========================
    Во всех вариантах всё хорошо. Теперь надо выбрать один.
    Варианты 1 и 2 отличаются по сути вот только в этом последнем варианте.
    Преимущество у 1 только в том, что в попытках король идет и по западному и по восточному пути, а в 2 всегда по восточному.
    В антидуали авторского варианта, где нужно черным два хода добавить, в первом варианте добавляется с запасом три, а во втором варианте как бы три фигуры мешаются, но добавляют достаточные нам два хода. Тут второй выигрывает.
    В варианте G.E. во втором варианте чуточку больше разнообразия (можно в ладью превращаться и через верх пройти).
    А основное преимущество второго - более чистенькая начальная позиция. Я бы тут выбрал второй.

    В третьем варианте минус такой: не реализована дилемма коня (когда брать е4 - по пути туда или по пути обратно: открыть Восточную дорогу или облегчить в конце ферзю?). Восточная дорога в 3 варианте и так открыта, поэтому с "брать по дороге туда" ничего не выплясывается.
    Но у 3 варианта есть мощная компенсация: есть дополнительное превращение в коня и в попытках он идет всеми тремя возможными дорогами: Западной, Восточной и Центральной.

    Из всех трех я бы, пожалуй, выбрал третий, пожертвовав геометричностью начальной позиции.
  13. G.E.
    Цитата: Элси Ринген
    1 вариант (с3 и е3): 8/1Q5n/5kp1/1p3Bp1/bP2P2P/1pP1PPP1/2p1N2K/1R2R3 - w (16 ходов)


    С помощью компьютера (первые 4 хода сделал с замурованием на а1, дальше компьютер):
    1.c2-c1B 2.Bc1-b2 3.Bb2-a1 4.b3-b2 5.g5xh4 6.h4-h3 7.Ba4-d1 8.Bd1xe2 9.Be2xf3 10.Bf3-h5 11.g6-g5 12.g5-g4 13.Kf6-g5 14.Nh7-f8 15.Nf8-g6 Qb7-g7=
  14. Элси Ринген
    Элси Ринген
    Цитата: G.E.
    Цитата: Элси Ринген
    1 вариант (с3 и е3): 8/1Q5n/5kp1/1p3Bp1/bP2P2P/1pP1PPP1/2p1N2K/1R2R3 - w (16 ходов)


    С помощью компьютера (первые 4 хода сделал с замурованием на а1, дальше компьютер):
    1.c2-c1B 2.Bc1-b2 3.Bb2-a1 4.b3-b2 5.g5xh4 6.h4-h3 7.Ba4-d1 8.Bd1xe2 9.Be2xf3 10.Bf3-h5 11.g6-g5 12.g5-g4 13.Kf6-g5 14.Nh7-f8 15.Nf8-g6 Qb7-g7=

    Какая прелесть! 1 и 2 вариант тут равнозначны. Ферзя двигать на а8 смысла нет. Примерно то же самое строится, только коня вяжет слон, а король на h7 и ферзь патует с f8. Добавим, конечно, один ход королю. Но это только выйдем на ноль.
    Тогда бросим в бой еще одну пешку (на d7). И конем ее снимать это плюс два хода. И получаем как раз +1. Еще одну ложную попытку.
    А слоном ее убирать еще хуже. +3 слону. Не вариант.

    Но тут, правда, она превратиться в чего-нибудь может. И опять беда приключится.
    В крайнем случае, у нас 3 вариант рабочий есть. Там ферзя нет. А без ферзя тут особо не разгуляешься.

    Но пока здесь посмотрим. Или ничего не получится, или получится лихой монстр.
    8/1Q1P3n/5kp1/1p3Bp1/bPpPP2P/1p2PPP1/4N2K/1R2R3 - w (18 ходов)
    Я за основу 2 вариант взял. Он хотя бы в начальной позиции не выглядит как вырви-глаз.

    На текущий момент вариант компьютера мы победили. Но ждем подвохов теперь от d7.

    ==
    Ну здесь классика жанра (как раз ровно 18 ходов).
    4n1bk/1Q1P4/8/1p6/1P1PP3/4P1Pp/1p2p2K/bR2R3 - w
    Эту схему я знаю...

    На с7 пешка не вариант. В комьютерном с1 превращается в ладью, ее ест и отдается на g7. Даже в первом варианте с пешкой с3 максимум выходим на ноль.

    На е7 еще хуже, чем на с7. Там конь вообще в один ход отдается.

    На f7 в компьютерном варианте слон за +1 (выходим на ноль) снимает: Са4-b3-(f7)-h5-(f3)-h5.
    Остается g7 (по балансу прям впритык: на f6 взята черная пешка). Конем вообще никак, королем за +2, превращенным слоном (он там прям и гибнет) с учетом пешки d4 тоже за +2. Но опять надо смотреть, что там с превращениями.
    Прямое превращение в компьютерном варианте (хоть в ферзя, хоть в коня) ничего не дает.

    Хотя нет: слон через е3 за +1 уложится или ладьей(ферзем через с7).

    Походу вариант можно закрывать. Ферзя победить в очередной раз не удалось. Не впервой! С ним всегда так...
  15. G.E.
    В 1 варианте есть еще побочное (тоже компьютер и тоже на 15 ходу) с королем на е5 и связкой ферзем с е7.
    11 ходов за разумное время компьютер проверил полностью.

    Посмотрю, что покажет 3 вариант (8/1B5n/5kp1/1p3Pp1/bP2P2P/1pP2PP1/P1p1N2K/1R2R3)
  16. Элси Ринген
    Элси Ринген
    Можно, конечно, вот так сделать:
    QN6/7n/5kp1/1p3Bp1/bP2P2P/1pP1PPP1/2p1N2K/1R2R3 - w (16 ходов)

    Причем, только в 1 варианте, во втором пешка d4 подсуропит:
    5Q2/5b2/5k2/1p3B2/1P1PP1pP/4P1P1/1p2p2K/bR2R3 - w

    Но в целом мне это всё не нравится. Надо ограничиться 3 вариантом и успокоиться.
    Тем более у меня новые идеи появились.

    Цитата: G.E.
    В 1 варианте есть еще побочное (тоже компьютер и тоже на 15 ходу) с королем на е5 и связкой ферзем с е7.

    Во втором варианте там чуть получше. Слон с1 один ход еще потратит, чтобы d4 убрать. Но всё равно выход только на ноль.
    Не, с ферзем бороться сложно. Вот со слоном можно - у него фантазия маленькая...

    =======================================

    Цитата: G.E.
    В 1 варианте есть еще побочное (тоже компьютер и тоже на 15 ходу) с королем на е5 и связкой ферзем с е7.
    11 ходов за разумное время компьютер проверил полностью.

    Посмотрю, что покажет 3 вариант

    По самым общим сведениям (ферзь е7, король е5) я быстро построил патовую позицию и подсчитал ходы. Действительно, 15. И всё считается моментально.

    И возникает такой вопрос.
    А можно ли как-то заставить компьютер не перебирать всё перебором, а просто составлять патовые конструкции из начальных условий:
    у белых поменять свое место может только одна фигура;
    у черных для пата используются любые фигуры (с учетом имеющихся и возникающих из пешки), а пешки могут стоять только на полях, куда они могут попасть из начальной позиции.

    И тогда мы просим, например, компьютер показать нам пат с королем на h8.
    Он тут же выдает нам пару вариантов:
    а) 7k/5Q2/8/8/8/8/8/8 - w
    б) 4R1bk/1Q6/8/8/8/8/8/8 - w (на g8 вместо слона может быть конь)

    Позицию а) мы сразу отметаем. Коня или слона мы отдаем на f7, но оставшегося коня/слона нам просто некуда деть.
    А с позицией б) начинаем работать. Потому что тут и коня и слона мы можем подставить под связку на g8, и коня или слона мы можем отдать на е8.
    И, смотря на стартовую позицию, легко определяем, что нам нужно сделать (расчистить вертикаль "е", убрать f3 и h4) и сколько ходов для этого нужно. Тут человек считает очень во много раз быстрее, чем компьютер.
    В предлагавшихся вариантах такой пат, конечно, не проходил (очень много ходов надо), но с добавлением пешки d7 как раз проходил (не надо расчищать вертикаль "е"), причем тютелька в тютельку.

    И если бы нам комп просто показал вариант с патом короля на g5:
    8/6Q1/6n1/6kb/4P1p1/6P1/8/8 - w
    мы бы доставили недостающие фигуры, убрали мешающиеся и за несколько бы минут посчитали, что тут на "-1" и позиция не годится в таком виде.

    Интересно, можно так компьютер настроить?
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь. Кнопка регистрации есть справа вверху.
Другие статьи
Серийно-кооперативный пат в 16 ходов - Старая песня о главном
Элси Ринген прислал ночью сообщение и озаглавил его "Старая песня о главном". Подробнее внутри статьи.
Карты, деньги, два коня или Таск! Обратная реинкарнация
Элси прислал: "Карты, деньги, два коня или Таск! Обратная реинкарнация. Обратный мат в 16 ходов".
Финальная версия задачи. Серийно-кооперативный пат в 18 ходов
Элси прислал финальную версию задачи: "Выход на финишную прямую. Серийно-кооперативный пат в 18 ходов".
Серийно-кооперативный пат в 19 ходов
Элси прислал еще "задачу с конкурса". Серийно-кооперативный пат в 19 ходов. Ya'aqov Mintz (Israel) & Mikhail Khramtsevich (Belarus) SuperProblem, 29-11-2021. 1st Prize.
Задача с Конкурса. Серийно-кооперативный пат в 16 ходов
Элси прислал "Задачу с Конкурса. Серийно-кооперативный пат в 16 ходов. Bela Majoros (Венгрия)".
Серийно-кооперативный пат от гроссмейстера
Приветствуем Сергея Ивановича! Он прислал эту задачу: "Серийно-кооперативный пат от гроссмейстера. Neves в комментах неоднократно отмечал, что гроссмейстеры от шахматной композиции не берутся составлять задачи на
Серийно-кооперативный пат в 57 ходов
И снова задача от Сергея Ивановича: "В своих изысканиях по части серийно-кооперативных патов Neves эксплуатирует одно из направлений их представления. Предлагаю пример из еще одного направления - (15+1). Серийно-кооперативный пат